Россия: Более 50 неправительственных организаций призывают ООН оспорить ограничение свободы выражения и права на неприкосновенность частной жизни в интернете

Сегодня, 27 июня 2018 года, АРТИКЛЬ 19 от имени 51 правозащитной организации выступил с устным заявлением на 38-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций, подчеркнув озабоченность по поводу действий Российской Федерацией, направленных на ограничение свободы интернета и цифровой конфиденциальности и имеющих серьезные последствия для интернет-пользователей всего мира.

На протяжении последних шести лет Россия постепенно развивала репрессивное законодательство, затрагивающее онлайн-свободы и конфиденциальность цифровых данных. К примеру, в июле 2018 года вступают в силу новые положения так называемого «Закона Яровой». С 2016 года этот закон требует от всех операторов связи и интернет-провайдеров хранить метаданные своих клиентов. Начиная со следующего месяца, подобное требование будет распространено на всю переписку пользователей, которая должна будет храниться в течение 6 месяцев, и к которой спецслужбы получат доступ без судебного разрешения. Сам по себе ужасный прецедент, однако в случае исполнения этих положений, будет невозможно разделить коммуникации пользователей, живущих в России и за ее пределами.

Перед заявлением, поставленным в рамках пункта 4 Общей дискуссии, руководитель программ по Европе и Центральной Азии АРТИКЛЬ 19 Кэти Моррис констатировала: «Огромное количество международных и российских организаций, объединившихся с АРТИКЛЕМ 19, чтобы поднять тревогу по этому вопросу, подтверждает его критическую значимость. Мы призываем Организацию Объединенных Наций внимательно изучить и публично оспорить действия России, чтобы защитить фундаментальные права на свободу выражения мнений и неприкосновенность частной жизни как онлайн, так и оффлайн, как это предусмотрено обязывающими международными соглашениями, участницей которых является Россия»

В прошлом месяце ARTICLE 19 совместно с 56 международными и российскими организациями в сфере прав человека, медиа и свободы интернета, осудили масштабное вмешательство в функционирование интернета, вызванное попытками Российской Федерации заблокировать интернет-мессенджер Telegram, приведшими к значительным нарушениям свободы выражения мнения и права на доступ к информации. Требование заблокировать почти 20 миллионов IP-адресов вызвало беспрецедентный уровень сопутствующей блокировки сторонних вебсайтов. Поводом для таких действий властей стало неисполнение Telegram положений крайне сомнительного т.н. «Закона Яровой». Принятый в 2016 году под предлогом «противодействия терроризму» акт обязывает всех операторы связи и интернет-провайдеров хранить метаданные о коммуникациях пользователей, передавать ключи шифрования по запросу спецслужб, а также использовали только методы шифрования, одобренные российским правительством. На практике это означает создание «бэкдора» для сотрудников российских органов безопасности к личным данным, трафику и коммуникациями интернет-пользователей.

«Много внимания, справедливо, уделено попыткам российских властей заблокировать Telegram, а также их последствиям для Рунета, включая массовые сопутствующие блокировки вебсайтов. Однако, это только верхушка айсберга. Подобные действия являются частью очевидных систематических и продолжающихся усилий российского правительства ограничить свободное распространение информации онлайн и контролировать интернет-пользователей, вторгаясь в право на уважение частной жизни и запугивая желающих воспользоваться свободой выражения. Это очень тревожно, учитывая ограничения независимых медиа в России и роль интернета как площадки открытых дебатов и обмена критическими идеями», добавила Моррис

Юрист Международной Агоры, которая представляет телеграмму в России и поддержала сегодняшнее заявление, Дамир Гайнутдинов прокомментировал: «У меня нет сомнений в том, что право на неприкосновенность частной жизни и тайну переписки при определенных условиях может быть ограничено в интересах общественной безопасности и в целях предупреждения и расследования преступлений. Задача национальных властей заключается в том, чтобы соблюсти баланс между этими двумя правомерными целями. Вынуждая интернет-сервисы ослабить шифрование и предоставить спецслужбам неограниченный доступ к коммуникациям, российские власти ставят под угрозу всех пользователей, фактически подрывая систему национальной и международной безопасности. Ничто в мире не стоит таких чрезвычайных мер, ущерб от которых во много раз превзойдет призрачные преимущества, полученные полицией в борьбе с преступностью».

Читайте заявление в полном объеме здесь.

 

 

Размер шрифта
Контраст

Russia: 50+ NGOs urge UN to challenge restrictions to online expression and digital privacy

Digital 5 min read
ARTICLE 19

Today, 27 June 2018, ARTICLE 19, on behalf of 51 other organisations, delivered an oral statement to the 38th session of the United Nations Human Rights Council, highlighting concerns regarding the actions taken by the Russian Federation to restrict online freedom and digital privacy, which have serious implications for Internet users globally.

Over the past six years, through the steady adoption of a raft of regressive legislation contravening international standards on freedom of expression as well as placing unjustified pressure on Internet intermediaries, Russia has creating a framework, which, if fully implemented, would not only severely limit the free flow of information online but potentially give them access to the personal communication data of anyone, anywhere. In July 2018, new aspects of the already highly problematic 2016 ‘Yarovaya Law’ will come into force requiring all communications providers and Internet operators to store the content of all communications for six months and to make them accessible to the security services without a court order. If implemented, it would be impossible to differentiate between the communications of people living in Russia or elsewhere.

Ahead of the statement, delivered as part of UNHRC’s Item 4 – General Debate, Katie Morris, Head of Europe and Central Asia at ARTICLE 19, said, “The large number of international and Russian organisations that have come together with ARTICLE 19 to raise the alarm on this issue demonstrates its critical importance. We are calling on the United Nations to scrutinise and publicly challenge Russia’s actions in order to uphold the fundamental rights to freedom of expression and privacy both online and-offline, as stipulated in binding international agreements to which Russia is a party.

Last month, ARTICLE 19 together with 56 international and Russian human rights, media and Internet freedom organisations condemned the mass Internet disruption caused by the Russian Federation’s attempts to block the Internet messaging service Telegram, which resulted in extensive violations of freedom of expression including access to information. Almost 20 million Internet Protocol (IP) addresses were ordered to be blocked causing an unprecedented level collateral website blocking. The basis of the authorities’ action was Telegram’s noncompliance with already implemented previsions of 2016 so-called ‘Yarovaya Law’. Justified on the grounds of “countering extremism”, this law requires all communications providers and Internet operators to store metadata about their users’ communications activities, to disclose decryption keys at the security services’ request, and to use only encryption methods approved by the Russian government – in practical terms, to create a backdoor for Russia’s security agents to access internet users’ data, traffic, and communications.

Much attention, rightly so, has been paid to the attempts by the Russian authorities to block Telegram and the fallout this has caused for the Russian Internet, including widespread collateral website blocking. However this is just the tip of the iceberg,”added Morris. “Behind this action is a clear, systematic and on-going attempt by the Russian Government to restrict the free flow of information online and monitor Internet users, invading their right to privacy and creating a broader chilling effect on freedom of expression. This is highly alarming given the existing restrictive environment for independent media in Russia and the role the Internet plays in facilitating open debate and exchange of critical ideas, ” added Ms Morris.

Also ahead of today’s statement Damir Gainutdinov, lawyer with, Agora International, which is representing Telegram in Russia and has endorsed today’s statement added: “I have no doubt that the right to privacy, including the confidentiality of personal correspondence, can, under certain conditions, be limited in order to protect national security, i.e to prevent and investigate crimes. The task of national authorities is to strike a balance between these two legitimate aims. By forcing Internet companies to weaken encryption and give the security services unrestricted access to communications, the Russian authorities instead threaten the rights of all users and in fact undermine the system of national and international security. Nothing in the world is worth such extraordinary measures and the damage it causes will be incomparably greater than the illusory benefits gained by the police in the fight against crime.”

Read the statement in full here.