Пункт 4 Общей дискуссии Устное заявление 27 июня 2018 представлено ARTICLE 19

Digital 2 min read
ARTICLE 19

Спасибо, г-н Президент,

Проводимая Российской Федерацией политика, нацеленная на быстрое и значительное сокращение свободы интернета, негативно сказывается на правах граждан России и интернет-пользователей по всему миру. Последовательно принимая все новые реакционные законодательные акты, противоречащие международным стандартам в сфере свободы выражения мнения, доступа к информации и права на неприкосновенность частной жизни, а также осуществляя неоправданное давление на интернет-посредников, Российская Федерация создает механизм, который будучи в полной мере реализованным, не только чрезвычайно ограничит свободное распространение информации в интернете, но, потенциально, предоставит российским властям доступ к данным личных коммуникаций любого человека в любой точке мира.

В прошлом месяце ARTICLE 19 совместно с 56 международными и российскими организациями в сфере прав человека, медиа и свободы интернета, осудили масштабное вмешательство в функционирование интернета, вызванное попытками Российской Федерации заблокировать интернет-мессенджер Telegram, приведшими к значительным нарушениям свободы выражения мнения и права на доступ к информации. Требование заблокировать почти 20 миллионов IP-адресов вызвало беспрецедентный уровень сопутствующей блокировки сторонних вебсайтов.

Поводом для таких действий властей стало неисполнение Telegram положений крайне сомнительного т.н. «Закона Яровой», принятого в 2016 году под предлогом «противодействия терроризму», который требует, чтобы все операторы связи и интернет-провайдеры хранили метаданные о коммуникациях пользователей, передавали ключи шифрования по запросу спецслужб, а также использовали только методы шифрования, одобренные российским правительством, на практике это означает создание «бэкдора» для сотрудников российских органов безопасности к личным данным, трафику и коммуникациями интернет-пользователей. В июле 2018 года вступят в силу статьи «Закона Яровой», требующие, чтобы компании хранили все голосовые и текстовые сообщения в течение шести месяцев и предоставляли к ним доступ органам безопасности в отсутствие решения суда. Это затронет коммуникации пользователей как в России, так и за ее границами.

Попытки российских властей ограничить онлайн-коммуникации и нарушить право на неприкосновенность частной жизни якобы для защиты государственной безопасности не являются ни необходимыми, ни соразмерными. Российское правительство должно отменить «Закон Яровой» и воздержаться от оказания давления на интернет-посредников, требуя нарушить права пользователей под угрозой блокировки их сервисов на территории страны.

С 2012 года Россия ведет черный список веб-сайтов, постепенно расширяя перечень оснований для блокировки вебсайтов в том числе без решения суда. Абсолютно неоправданная продолжающаяся блокировка ряда интернет-СМИ, а также социальной сети LinkedIn может рассматриваться только как устрашающий пример, чтобы заставить других подчиниться. Отдельные интернет-пользователи также подвергаются преследованиям за выражение мнения в интернете или даже просто за «лайк» или «репост» контента в социальных сетях.

В настоящее время рассматривается законопроект №223849-7, предусматривающий дальнейшее регулирование социальных сетей, который среди прочего уничтожит возможность сохранять анонимность в интернете и создаст возможность давления на компании с целью удаления «недостоверной» информации. Предложенные законопроектом №464757-7 поправки в Уголовный кодекс (статья 284.2) вводят уголовное наказание за распространение информации, приведшей к введению «международных санкций», и могут использоваться для ограничения обсуждения в СМИ общественно значимых вопросов, либо деятельности НПО по защите прав на международном уровне. Оба законопроекта в случае их принятия окажут отрицательное воздействие на свободный обмен информацией и не должны быть введены в действие.

Подписи 

  1. АРТИКЛЬ 19 (ARTICLE 19)
  2. Международная Агора (Agora International)
  3. Access Now
  4. Amnesty International
  5. Asociatia pentru Tehnologie si Internet – ApTI
  6. Associação D3 — Defesa dos Direitos Digitais
  7. Центр развития демократии и прав человека (Centre for the Development of Democracy and Human Rights)
  8. Committee to Protect Journalists
  9. Гражданский контроль (Citizens’ Watch)
  10. Civil Rights Defenders
  11. Electronic Frontier Foundation
  12. Electronic Frontier Norway
  13. Electronic Privacy Information Centre (EPIC)
  14. Европейская федерация журналистов (European Federation of Journalists)
  15. FIDH — International Federation for Human Rights
  16. Freedom House
  17. Ассоциация » Свободное слово» (Free Word Association)
  18. Фонд защиты гласности (Glasnost Defence Foundation)
  19. Human Rights House Foundation
  20. Human Rights Watch
  21. Вольное историческое общество (The Independent Historical Society)
  22. Index on Censorship
  23. International Media Support
  24. Международное Партнерство за Права Человека (International Partnership for Human Rights)
  25. International Youth Human Rights Movement (YHRM)
  26. Общество защиты интернета (Internet Protection Society)
  27. ХПГ — Харьковская правозащитная группа (Kharkiv Human Rights Protection Group)
  28. Центр защиты прав СМИ (Mass Media Defence Centre)
  29. Московская Хельсинкская Группа (Moscow Helsinki Group)
  30. ООД «За права человека» (‘For Human Rights’ Movement)
  31. Норвежский Хельсинкский Комитет (Norwegian Helsinki Committee)
  32. Open Media
  33. Open Rights Group
  34. OVD-Info
  35. ПЕН Америка (PEN America)
  36. PEN International
  37. ПЕН-Санкт-Петербург (PEN St Petersburg)
  38. Человек в беде (People in Need)
  39. Институт Развития Прессы — Сибирь (Press Development Institute-Siberia)
  40. Privacy International
  41. Репортеры без границ (Reporters without Borders)
  42. РосКомСвобода (RosKomSvodoba)
  43. «Русь Сидящая» (Russia Beyond Bars)
  44. Профсоюз журналистов и работников СМИ (Russian Journalists’ and Media Workers’ Union)
  45. Российская ЛГБТ-сеть (Russian LGBT Network)
  46. Сахаровский Центр
  47. Информационно-аналитический Центр «Сова» (SOVA Centre)
  48. Команда 29 (Team 29)
  49. Трансперенси Интернешнл – Р (Transparency International Russia)
  50. Ассоциация интернет-издателей (Webpublishers Association)
  51. World Wide Web Foundation
  52. Xnet

Дополнительная информация (не будет зачитана)

Новое законодательство

  • 15 мая 2018 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила в первом чтении законопроект №464757-7 о внесении изменений в Уголовный кодекс (статья 284.2), данные поправки предусматривают уголовное наказание сроком до трех лет лишения свободы и штраф до 500 тысяч рублей за предоставление рекомендаций и передачу сведений, которые привели или могли привести к введению международных санкций. (См. ARTICLE 19, 17 мая 2018 г., Россия: Предложенные поправки в Уголовный кодекс угрожают свободе СМИhttps://www.articleorg/resources/russia-proposed-amendments-to-criminal-code-threaten-media-freedom/)
  • 12 апреля 2018 года в первом чтении принят Государственной Думой был принят новый законопроект №223849-7, нацеленный на регулирование социальных сетей. Закон вдохновлен немецким законом 2017 года NetzDG и обязывает социальные сети в течение 24 часов удалять информацию, нарушающую российское законодательство под угрозой значительного штрафа (до 50 миллионов рублей). Также администраторы социальных сетей будут обязаны учредить представительства в России и идентифицировать пользователей с использованием номеров мобильных телефонов, что угрожает анонимности в интернете, поскольку все телефонные номера в Российской Федерации регистрируются по предъявлению паспорта владельца. Законопроект ожидает рассмотрения Государственной Думой во втором и третьем чтении.

Закон Яровой

  • Различные требования «Закона Яровой» явным образом противоречат международным стандартам в области шифрования и анонимности, изложенным в Докладе Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение (A/HRC/29/32). Специальный докладчик лично обратился к российскому правительству, выразив серьезную обеспокоенность тем, что «Закон Яровой» неправомерно ограничивает свободу выражения мнения и неприкосновенность частной жизни в интернете. (См. http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Opinion/Legislation/RUSpdf )

Дело Telegram

  • В октябре 2017 года мировой судья признал Telegram виновным в совершении административного правонарушения в связи с непредоставлением ключей шифрования российским властям, что, по заявлению компании, невозможно сделать в силу использования Telegram сквозного шифрования. На компанию был наложен штраф в размере 800 тысяч рублей. Апелляция Telegram по административному делу была отклонена в марте 2018 года, что дало российским органам власти формальные основания для блокировки Telegram в России в соответствии со статьей 15.4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Такие приложения как Telegram и другие подобные сервисы, обеспечивающие защищенную связь, критически важны для безопасности российских пользователей, а также гарантии права на неприкосновенность частной жизни. Они представляют собой важный источник информации об актуальных проблемах политической, экономической и общественной жизни, свободный от неоправданного вмешательства государства.
  • В период с 16 по 18 апреля 2018 года Роскомнадзор (российская служба, контролирующая коммуникации), пытаясь ограничить доступ к Telegram, распорядилась заблокировать почти 20 миллионов IP-адресов. Большая часть заблокированных адресов принадлежит международным интернет-компаниям, в том числе Google, Amazon и Microsoft, и их блокировка негативно сказалась на широком не имеющих никакого отношения к Telegram круге интернет-сервисов, включая СМИ. Дополнительная информация:
  • Россия: блокировка Telegram представляет собой масштабную атаку на свободу выражения мнения в интернете, 30 апреля 2018 г. — https://www.articleorg/resources/russia-telegram-block-leads-widespread-assault-freedom-expression-online/
  • Россия: более 50 международных и российских НПО совместно осудили блокировку Telegram и масштабную атаку российских властей на свободу выражения мнения в интернете, 15 мая 2018 г. — https://www.articleorg/resources/russia-international-and-russian-ngos-condemn-telegram-block-and-russias-assault-on-freedom-of-expression-online/

HRC38: Oral statement on internet freedoms in Russia

Digital 10 min read
ARTICLE 19

Thank you Mr. President,

The Russian Federation is pursuing policies that are significantly and rapidly encroaching online freedoms affecting not only the rights of people living in Russia but Internet users everywhere. Through the steady adoption of a raft of regressive legislation contravening international standards on freedom of expression, including access to information and the right to privacy, as well as placing unjustified pressure on Internet intermediaries, the Russian Federation is creating a framework, which, if fully implemented, would not only severely limit the free flow of information online but potentially give them access to the personal communication data of anyone, anywhere.

Last month, ARTICLE 19 together with 56 international and Russian human rights, media and Internet freedom organisations condemned the mass Internet disruption caused by the Russian Federation’s attempts to block the Internet messaging service Telegram, which resulted in extensive violations of freedom of expression including access to information. Almost 20 million Internet Protocol (IP) addresses were ordered to be blocked causing an unprecedented level collateral website blocking.

The basis of the authorities’ action was Telegram’s noncompliance with the highly problematic 2016 so-called ‘Yarovaya Law’, justified on the grounds of “countering extremism”, which requires all communications providers and Internet operators to store metadata about their users’ communications activities, to disclose decryption keys at the security services’ request, and to use only encryption methods approved by the Russian government – in practical terms, to create a backdoor for Russia’s security agents to access internet users’ data, traffic, and communications. In July 2018, other articles of the ‘Yarovaya Law’ will come into force requiring companies to store the content of all communications for six months and to make them accessible to the security services without a court order. This would affect the communications of both people in Russia and abroad, violating their right to privacy and creating a further chilling effect to freedom of expression and access to information.

Such attempts by the Russian authorities to restrict online communications and violate privacy, supposedly for the protection of national security, are neither necessary nor proportionate. The Russian Government must repeal ‘Yarovaya Law’ and refrain from pressuring Internet intermediaries to comply with requests that will violate their users’ rights or face having their services blocked inside the country.

Since 2012, Russia has operated a blacklist of Internet websites and incrementally extended the grounds upon which websites can be blocked, including without a court order. The permanent blocking of several online media outlets and also LinkedIn – are completely unjustified and can only be seen as examples to intimidate others into compliance. Individual Internet users have also been persecuted for online expression or even simply liking or sharing content on social media platforms.

Legislation currently under consideration includes further social media regulation (Proposed Bill № 223849-7) which would among other concerns eradicate the possibility of online anonymity and pressure companies to take down “unverifiable” information; as well as proposed amendments to the Criminal Code (Article 284.2) (Proposed Bill № 464757-7) that would criminalise information leading to ‘international sanctions’, which could be used to prevent the media reporting on public interest matters or NGOs conducting international advocacy. Both pieces of legislation, if adopted, would have a negative impact on the free flow of information and should not be brought into law.

Signed by
1. ARTICLE 19
2. Agora International
3. Access Now
4. Amnesty International
5. Asociatia pentru Tehnologie si Internet – ApTI
6. Associação D3 – Defesa dos Direitos Digitais
7. Centre for the Development of Democracy and Human Rights
8. Committee to Protect Journalists (co-sponsor)
9. Citizens’ Watch
10. Civil Rights Defenders
11. Electronic Frontier Foundation
12. Electronic Frontier Norway
13. Electronic Privacy Information Centre (EPIC)
14. European Federation of Journalists
15. FIDH – International Federation for Human Rights
16. Freedom House (co-sponsor)
17. Free Word Association
18. Glasnost Defence Foundation
19. Human Rights House Foundation (co-sponsor)
20. Human Rights Watch
21. The Independent Historical Society
22. Index on Censorship
23. International Media Support (co-sponsor)
24. International Partnership for Human Rights (co-sponsor)
25. International Youth Human Rights Movement (YHRM)
26. Internet Protection Society
27. Kharkiv Human Rights Protection Group
28. Mass Media Defence Centre
29. Moscow Helsinki Group
30. Movement ‘For Human Rights’
31. Norwegian Helsinki Committee
32. Open Media
33. Open Rights Group
34. OVD-Info
35. PEN America
36. PEN International (co-sponsor)
37. PEN St Petersburg
38. People in Need
39. Press Development Institute-Siberia
40. Privacy International
41. Reporters without Borders (co-sponsor)
42. RosKomSvoboda
43. Russia Beyond Bars
44. Russian Journalists’ and Media Workers’ Union
45. Russian LGBT Network
46. Sakharov Center
47. SOVA Center
48. Team 29
49. Transparency International Russia
50. Webpublishers Association (Russia)
51. World Wide Web Foundation
52. Xnet

Read the press release.

Background information

New legislation

  • On 15 May 2018, Russia’s State Duma approved in the first reading proposed amendments (Proposed Bill № 464757-7) to the Criminal Code (Article 284.2), amendments that would criminalise ‘the provision of recommendations and transfer of information that has lead or might have led to the introduction’ of international sanctions, providing for up to three years’ imprisonment and fines of $8,000. (see ARTICLE 19, 17 May 2018, Russia: Proposed amendments to Criminal Code threaten media freedom ).
  • On 12 April 2018, a new draft law (Proposed Bill № 223849-7) on social media regulation was adopted in the first reading by the Russian State Duma. The law draws inspiration from the German 2017 NetzDG law and would require social media companies to remove information that violated Russian law (within 24 hours) or face huge fines (up to 50 million RUB). In addition, social media companies would be required to establish representation in Russia and identify their users by their telephone numbers effectively preventing online anonymity (as all phone numbers are registered with the owner’s passport in Russia).
  • Both bills are awaiting their second and third readings in the State Duma.

Yarovaya Law

  • Various requirements of the ‘Yarovaya Law’ are plainly incompatible with international standards on encryption and anonymity as set out in the 2015 report of the UN Special Rapporteur on Freedom of Expression report (A/HRC/29/32). The UN Special Rapporteur himself has written to the Russian government raising serious concerns that the ‘Yarovaya Law’ unduly restricts the rights to freedom of expression and privacy online (see online).

Telegram case

  • In October 2017, a magistrate found Telegram guilty of an administrative offence for failing to provide decryption keys to the Russian authorities – which the company states it cannot do due to Telegram’s use of end-to-end encryption. The company was fined 800,000 rubles (approx. 11,000 EUR). Telegram lost an appeal against the administrative charge in March 2018, giving the Russian authorities formal grounds to block Telegram in Russia, under Article 15.4 of the Federal Law “On Information, Information Technologies and Information Protection”.
  • For Russian users, apps such as Telegram and similar services that seek to provide secure communications through the use of encrypted messages are crucial for users’ safety and, inter alia, rights to freedom of expression and privacy. They provide an important source of information on critical issues of politics, economics and social life, free of undue government interference.
  • Between 16-18 April 2018, almost 20 million Internet Protocol (IP) addresses were ordered to be blocked by Russia’s communications regulator, Roskomnadzor, as it tried to restrict access to Telegram. The majority of the blocked addresses are owned by international Internet companies, including Google, Amazon and Microsoft and had a detrimental effect on a wide range of web-based services that have nothing to do with Telegram, including media. For more details see: