Казахстан: право на свободу выражения мнений и ограничения «экстремизма»

Казахстан: право на свободу выражения мнений  и ограничения «экстремизма» - Protection

В этом отчете АРТИКЛЬ 19 и Правовой Медиа Центр исследуют наиболее важные элементы законодательных ограничений свободы слова в Казахстане, направленных на борьбу с «экстремизмом», и их применение на практике. Большинство положений об «экстремизме», проанализированных в этом отчете, являются положениями о «языке вражды», хотя в казахстанском законодательстве этого термина нет.

 

Отчёт на английском                  Отчёт на казахском                    Отчёт на русском

 

В отчете делается вывод о том, что в казахстанском законодательстве используется очень расплывчатое и широкое понятие «экстремизм», что приводит к злоупотреблению этими положениями и их толкованием, не соответствующим международным стандартам в области свободы слова.

Законодательство также включает:
– Запрет / прекращение деятельности организаций, признанных ответственными за распространение запрещенного «экстремистского» контента;

– Исключение из обращения запрещенного контента на основании его включения в список «экстремистских материалов»;

– Приостановление работы всех коммуникационных сетей и веб-сайтов для прекращения доступа к «экстремистскому» контенту (в соответствии с Законом о связи);

– Далеко идущие негативные последствия для лиц, признанных виновными в «языке вражды» в дополнение к наказаниям, налагаемым на них в соответствии с уголовным законодательством (в силу включения таких лиц в список спонсоров терроризма и экстремизма).

Не одобряя неверно истолкованное понимание концепции «экстремизм» в Казахстане, в докладе анализируется соответствующее национальное законодательство, чтобы оценить, соответствует ли оно международным стандартам свободы выражения мнения. В нем делается вывод, что
соответствующее законодательство несовместимо с обязательствами страны по международным стандартам в области прав человека.

АРТИКЛЬ 19 и Правовой Медиа Центр отмечают, что оно не только не соответствует международным стандартам свободы выражения мнения,  но и внутригосударственное законодательство применяется таким образом, чтобы подавить любое политическое инакомыслие и активность, становясь следственно инструментом государственного контроля и цензуры.

Кроме того, в докладе рассматриваются проблемные юридические практики с помощью различных тематических исследований. Сюда входит чрезмерное доверие к мнению экспертов в форме лингвистических экспертных оценок, без учета потенциального конфликта интересов свободы выражения мнений и сосредоточения внимания только на формулировке высказывания, а не на намерениях говорящего.

АРТИКЛЬ 19 и Правовой Медиа Центр настоятельно призывают правительство привести соответствующее законодательство и практику в соответствие с международными обязательствами страны в области прав человека. Соблюдение международных стандартов по-прежнему позволит законодательству достичь своей цели, заключающейся в сокращении «языка вражды» и противодействии подстрекательству к насилию и ненависти.

Ключевые рекомендации

– Все правовые ограничения свободы выражения мнения должны соответствовать требованиям законности (т.е. они должны быть достаточно ясными и точными), необходимости (т.е. они должны быть необходимы для достижения одной из законных целей ограничения свободы выражения мнения в соответствии с международным правом, например как защита прав других лиц) и соразмерность (т.е. конкретное ограничение может быть наложено только в том случае, если менее ограничительная альтернатива недостаточна). Все правовые ограничения на подстрекательство должны быть сформулированы со ссылкой на шестифакторную проверку, изложенную в Раббатском плане действий.

– Все «контрэкстремистские» законы в их нынешнем виде должны быть  отменены. Как минимум, все формы выражения мнений, не являющиеся прямым подстрекательством к насилию, должны быть исключены из сферы действия законов о «контрэкстремизме» и, соответственно, из сферы применения «контрэкстремистских» мер, таких как списки запрещенных экстремистских материалов. и запреты на деятельность «экстремистских»
некоммерческих организаций и СМИ;

– Ограничения, налагаемые на свободу выражения мнения в соответствии со статьями 5, 20 и 39 Конституции, должны быть пересмотрены, чтобы гарантировать, что они допускают только ограничение выражения мнений, которое равнозначно подстрекательству к дискриминации, вражде или насилию на основе международно признанных защищенных характеристик. В частности, ограничение выражения мнений на основе разжигания «социальной розни» (и подразумеваемой защищенной характеристики принадлежности к социальной группе) должно быть полностью снято из-за присущего ему отсутствия четко определенных границ;

– Определения, содержащиеся в статье 174 Уголовного кодекса, следует существенно пересмотреть, чтобы прояснить, что это положение применяется только к высказываниям, которые равносильны подстрекательству к дискриминации, вражде или насилию, что, в свою очередь, требует доказательства умысла вызвать дискриминацию, враждебность или насилие. Категорию выражения «оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан» следует полностью исключить;

– Лица, осужденные по статье 174 Уголовного кодекса, должны быть исключены как категория лиц, автоматически включенных в лиц и организаций, связанных с финансированием терроризма и экстремизма в соответствии со статьей 12  Закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Все такие лица, которые в настоящее время находятся в перечне, должны быть удалены из него;

– Статья 453 Кодекса об административных правонарушениях должна содержать четкие критерии для обеспечения того, чтобы решения правоохранительных органов о том, в соответствии с которым из двух положений должна основываться квалификация конкретного случая, были последовательными и непроизвольными и чтобы только самые серьезные дела преследовались по статье 174. Статью 453 Кодекса об административных правонарушениях следует изменить таким образом, чтобы он ограничивался только умышленными действиями с умыслом, необходимым как для самого действия, так и для вредных последствий;

– Закрытие организаций и средств массовой информации (включая блокировку целых веб-сайтов) должно быть разрешено только в крайнем случае в самых исключительных обстоятельствах. Для средств массовой информации следует предусмотреть менее ограничительные альтернативы, такие как механизмы саморегулирования и подачи жалоб;

– Суды должны толковать и применять все правовые положения, ограничивающие «экстремизм» и «язык вражды», в соответствии с требованиями международного права прав человека, в частности, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 20 МПГПП (в толковании Раббатского плана действий). Это включает в себя узкую интерпретацию нынешних определений запрещенного языка вражды, с тем чтобы, по возможности, они сводились к пропаганде ненависти, равносильной подстрекательству к дискриминации, вражде или насилию;

– При определении того, попадает ли конкретное утверждение в запрещенную категорию, анализ никогда не должен ограничиваться языком этого утверждения. Суды и правоохранительные органы, отвечающие за расследование дел о «языке вражды», всегда должны устанавливать
намерение спикера вызвать запрещенные последствия. Кроме того, они всегда должны учитывать вероятность причинения вреда заявлением — и, с этой целью, контекст, в котором оно было сделано, его масштабы, а также положение оратора и его авторитет или влияние на аудиторию;

– Суды и правоохранительные органы должны свести к минимуму свою зависимость от экспертных оценок в делах об «экстремизме» и «языке вражды». Им следует обращаться за экспертным мнением только в том случае, если действительно необходимы специальные знания для интерпретации или оценки конкретных доказательств. Суды ни в коем случае не должны
подменять анализ, сделанный экспертами, своей собственной оценкой;

– Блокирование веб-сайтов должно быть разрешено только независимым и беспристрастным судом с соответствующими процессуальными гарантиями в соответствии с верховенством закона. Любой приказ о блокировании доступа к контенту должен быть ограничен по объему и строго соразмерен преследуемой законной цели. Тем временем мы также рекомендуем правоохранительным органам не использовать свои полномочия для приостановки доступа к
веб-сайтам, службам и сетям связи и других мер, предоставленных им в соответствии с Законом о связи;

– Судьи, сотрудники правоохранительных органов и другие соответствующие должностные лица (например, те, кто занимается регулированием деятельности СМИ) должны проходить всестороннюю и регулярную подготовку по международным стандартам в области прав человека
и сравнительной передовой практике, касающейся «языка вражды»;

– В сотрудничестве с экспертами и гражданским обществом правоохранительные органы должны разработать руководящие принципы расследования дел о «языке вражды» в соответствии с международными стандартами в области прав человека;

– Соответствующие органы исполнительной власти должны проявлять сдержанность в применении имеющихся в их распоряжении ограничительных мер. В частности, они должны добиваться ликвидации / запрета некоммерческих организаций и средств массовой информации только в наиболее серьезных случаях неоднократного нарушения ограничений закона о «экстремизме» и «языке вражды» и после того, как всех других менее ограничительных мер,
имеющихся в их распоряжении. оказалось недостаточно.

 

Читать отчёт на русском

Читать отчёт на английском

Читать отчёт на казахском

 

 

Размер шрифта
Контраст

Kazakhstan: Report on the right to freedom of expression and ‘extremism’ restrictions

Kazakhstan: Report on the right to freedom of expression  and ‘extremism’ restrictions - Protection

In this report, ARTICLE 19 and the Legal Media Center examine the most important elements of Kazakhstan’s legislative restrictions on freedom of expression designed to address ‘extremism’ and their implementation in practice. Most of the ‘extremism’ provisions analysed in this report are ‘hate speech’ provisions, although Kazakhstani law does not use this term. This report finds that the relevant legislation is not compatible with the country’s obligations under international human rights standards. ARTICLE 19
and the Legal Media Center note that not only does it fail to meet international freedom of expression standards, the domestic legislation is applied in a way that could quell any political dissent and activism, thus becoming an instrument of state control and censorship.

 

Report in English                       Report in Kazakh                       Report in Russian

 

The report finds that the cited legislation employs a very vague and broad concept of ‘extremism’ which leads to overapplication and interpretation. The legislation also includes:

– Far-reaching negative consequences for individuals found guilty of committing ‘hate speech’ in addition to penalties imposed on them under the criminal law (by virtue of placing such individuals on the list of sponsors of terrorism and extremism);

– Prohibition/termination of organisations that have been found responsible for disseminating proscribed “extremist” content;

– Removal of proscribed content from circulation by virtue of listing it as “extremist material”;

– Suspension of entire communication networks and websites to cut off access to “extremist” content (under the Law on Communications).

Without endorsing the misconstrued understanding of the concept of ‘extremism’ in Kazakhstan, the report analyses the relevant national legislation to assess whether it complies with international freedom of expression standards. Moreover, the report addresses the problematic jurisprudential practices through various case studies. This includes over-reliance on expert opinion in the form of linguistic expert assessments, not considering the potential conflict of interests of freedom of expression and, focusing only on the language of the statement not the intent of the speaker.

ARTICLE 19 and the Legal Media Center urge the Government to bring the relevant legislation and practices in compliance with the country’s international human rights obligations. Compliance with international standards will still enable the legislation to achieve its purpose which is to reduce ‘hate speech’ and counter incitement to violence and hatred.

Key recommendations

– All legal restrictions on freedom of expression should be compliant with the requirements of legality (i.e. they must be sufficiently clear and precise), necessity (i.e. they must be necessary to achieve one of the legitimate aims of limiting freedom of expression under international law, such as protecting the rights of others), and proportionality (i.e. a particular restriction can be imposed only if a less restrictive
alternative is not sufficient). All legal restrictions on incitement should be formulated with reference to the six-factor test set out in the Rabat Plan of Action.

– All ‘counter-extremist’ laws in their current form should be repealed. At minimum, all forms of expression that do not constitute direct incitement to violence should be removed from the scope of the “counter-extremism” laws and, accordingly, from the application of “counter-extremist” measures such as lists of prohibited extremist materials and bans on “extremist” not-for-profit organisations and
media outlets;

– Restrictions imposed on freedom of expression under Articles 5, 20 and 39 of the Constitution should be reviewed to ensure that they only allow limiting expression that amounts to incitement to discrimination, hostility or violence on the basis of internationally recognised protected characteristics. In particular, restriction of expression on the basis of inciting “social strife” (and the implied protected
characteristic of belonging to a social group) should be completely removed due to its inherent lack of clearly defined boundaries;

– The definitions contained in Article 174 of the Criminal Code should be substantially revised to make it clear that this provision applies only to speech that amounts to incitement to discrimination, hostility or violence – which in turn requires the proof of intent to cause discrimination, hostility or violence. The category of expression “insulting the national honour and dignity or the religious feelings of individuals”
should be removed altogether;

– Individuals convicted under Article 174 of the Criminal Code should be removed as a category of individuals automatically placed on the list of entities and individuals linked to financing terrorism and extremism under Article 12 of the Law on countering the legitimation of criminally-obtained profits (money-laundering) and financing of terrorism. All such individuals currently on the list should be removed from it;

– Article 453 of the Code of Administrative Offences should provide clear criteria to ensure that the law-enforcement authorities’ decisions under which of the two provisions to prosecute are consistent and non-arbitrary and that only the most serious cases get prosecuted under Article 174. Article 453 of the Code 3 of Administrative Offences should be modified so that it is limited only to intentional acts, with intent required both for the act itself and for the harmful consequences;

– Closures of organisations and media outlets (including blocking entire websites) should be permitted only as a last resort in the most exceptional circumstances. Less restrictive alternatives should be envisaged for media, such as self-regulatory complaint mechanisms;

– The courts should interpret and apply all legal provisions restricting ‘extremism’ and ‘hate speech’ in a manner consistent with the requirements of international human rights law, in particular, Article 19 para 3 and Article 20 para 2 of the ICCPR (as interpreted in the Rabat Plan of Action). This involves interpreting the current definitions of prohibited ‘hate speech’ narrowly, so that, wherever possible, they are narrowed down to advocacy of hatred amounting to incitement (подстрекательство) to discrimination, hostility or violence;

– In determining if a particular statement falls under a prohibited category, analysis should never be limited to the language of that statement. The courts and law enforcement authorities in charge of investigating ‘extremism’ and ‘hate speech’ cases should always establish the speaker’s intent to cause prohibited consequences. Furthermore, they should always consider the likelihood of harm to be caused by the statement – and, to that end, the context in which it was made, its extent and magnitude, and the speaker’s position and their authority or influence over their audience;

– The courts and law-enforcement authorities should minimise their reliance on expert assessments in ‘extremism’ and ‘hate speech’ cases. They should only seek expert opinion when specialist knowledge is truly needed to interpret or assess particular evidence. The courts should never substitute their own assessment for the analysis performed by experts;

– Blocking of websites should only be authorised by an independent and impartial court with related procedural safeguards under the rule of law. Any order to block access to content should be limited in scope and strictly proportionate to the legitimate aim pursued. In the interim, we also recommend that law enforcement authorities should not exercise their powers to suspend access to websites, communication services and networks and other measures granted to them under the Communications Law;

– Judges, law-enforcement officials and other relevant officials (e.g. those involved in media regulation) should be provided with comprehensive and regular training on international human rights standards and comparative good practices, in particular those relating to ‘hate speech’ and national security;

– In collaboration with experts and civil society, law enforcement authorities should develop investigative guidelines on the prosecution of ‘extremism’ and ‘hate speech’ cases in line with international human rights standards;

– The relevant executive authorities should exercise self-restraint in the use of restrictive measures at their disposal. In particular, they should seek the liquidation/banning of not-for-profit and media organisations only in the most serious cases of repeated violation of ‘extremism’ and ‘hate speech’ law restrictions and after all other less restrictive interventions at their disposal have proven to be insufficient.

Read the Report in English

Read the Report in Kazakh

Read the Report Russian

 

Font Resize
Contrast