HRC45: Итоги УПО по Кыргызстану

HRC45: Итоги УПО по Кыргызстану - Civic Space

Summary

Полное заявление Институт Медиа Полиси и АРТИКЛЬ 19 по итогам УПО Кыргызстана на 45-й сессии Совета по правам человека.

Третий обзор по Кыргызстану в рамках УПО проходил на фоне растущей обеспокоенности по поводу свободы выражения мнений в стране. Мы особенно обеспокоены попытками контролировать и ограничивать свободу выражения мнений в Интернете в рамках чрезвычайного положения, введенного в ответ на КОВИД-19, включая принятие Закона о манипулировании информацией в июне 2020 года. В последние месяцы мы также стали свидетелями увеличения числа независимых журналистов и медийных организаций, вызванных на допросы за законную критику властей в социальных сетях.

Мы приветствуем принятие рекомендаций по усилению защиты журналистов и созданию благоприятных условий для свободы средств массовой информации как в онлайновом, так и в офлайновых режимах. Мы призываем правительство Кыргызстана полностью выполнить эти рекомендации.

Мы также приветствуем тот факт, что правительство Кыргызстана приняло часть рекомендаций по предотвращению неправомерного использования законодательства об экстремизме, терроризме, подстрекательстве и диффамации в отношении независимых средств массовой информации и критики.  Однако мы с озабоченностью отмечаем непринятие рекомендации Дании об изменении размытых и широких определений экстремизма в Законе о противодействии экстремистской деятельности. Мы призываем межведомственную рабочую группу обеспечить, чтобы любая новая редакция этого закона полностью соответствовала международным стандартам в области прав человека.

Мы также по-прежнему глубоко обеспокоены тем, что Кыргызстан не принял в прямой форме рекомендацию (Эстонии) о внесении поправки в статью 313 Уголовного кодекса о подстрекательстве и приведении ее в соответствие с международными стандартами. Статья 313 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5,5 лет за преступления, связанные с «возбуждением», не предусматривая более мягких санкций за преступления, совершенные впервые. При приведении санкций в исполнение в противоречие международному праву в области прав человека не учитываются ни последствия высказываний или действий, ни то, достигают ли они порога подстрекательства. Это положение применяется не для борьбы с возбуждением вражды, а для цензуры открытых дебатов и дискуссий по запретным темам. Мы призываем пересмотреть этот закон, чтобы четко указать, что возбуждение вражды требует доказательства умысла и вероятности того, что такие действия спровоцируют насилие, а также предусмотреть соразмерные санкции за различные виды деяний.

Мы поддерживаем текущий диалог между Правительством Кыргызстана и гражданским обществом в рамках выполнения рекомендаций УПО, в частности, для обеспечения соответствия ответов на КОВИД-19 этим рекомендациям. В контексте как выборов, так и проблем, связанных с ответом на КОВИД-19, рекомендации УПО, касающиеся свободы выражения мнений и информации, сегодня еще более важны для укрепления свободы и демократии в Кыргызстане.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Её содержание является исключительной ответственностью проекта Медиа Диалог и не обязательно отражает позицию Европейского Союза. 

Размер шрифта
Контраст

HRC45: UPR outcome of Kyrgyzstan

HRC45: UPR outcome of Kyrgyzstan - Civic Space

Summary

Media Policy Institute and ARTICLE 19’s full statement during the adoption of the UPR outcome of Kyrgyzstan at the 45th Session of the Human Rights Council.

Kyrgyzstan’s third review under the UPR has taken place amid increasing concerns over freedom of expression in the country. We are particularly concerned about attempts to control and restrict freedom of expression on the Internet as part of the state of emergency enacted in response to COVID-19, including the adoption of the Information Manipulation Act in June 2020. In recent months, we have also seen an increase in the number of independent journalists and media organisations called in for questioning due to criticism of the authorities in relation to social media.

We welcome the acceptance of recommendations to enhance the protection of journalists and to create favourable conditions for freedom of the media, both online and offline. We call on the Government of Kyrgyzstan to fully implement these recommendations.

We also welcome the fact that the Government of Kyrgyzstan has adopted some recommendations to prevent the misuse of legislation on extremism, terrorism, incitement and defamation against independent media and criticism. However we note with concern the lack of acceptance of Denmark’s recommendation to amend broad definitions of extremism in the Law on countering extremist activities. We call on the interagency working group to ensure any new wording of the law fully upholds international human rights standards.

We also remain deeply concerned that Kyrgyzstan has not explicitly accepted the recommendation from Estonia to amend Article 313 of the Criminal Code on incitement and bring it in line with international standards. Article 313 provides for a minimum of 5.5 years’ imprisonment for ‘incitement’ offences without providing lesser sanctions for first-time offences, in bringing sanctions neither the consequences of the speech or action are considered, nor whether they reach the threshold of incitement under international human rights law. This provision has been applied not to tackle incitement, but to censor open debate and discussion on taboo subjects. We call for a review of this law to make it clear that incitement requires proof of intent and the likelihood that such acts will provoke violence, and for there to be proportionate sanctions for different types of acts.

We support the ongoing dialogue between the Kyrgyz Government and civil society in the framework of the implementation of the UPR recommendations, in particular to ensure that responses to COVID-19 are in line with these recommendations. In the context of both elections and problems related to the response to COVID-19, the UPR recommendations related to freedom of expression and information are even more important today for strengthening freedom and democracy in Kyrgyzstan.